В повседневной жизни мы редко думаем о нашем организме как о саморегулирующейся системе. Преимущественно сознание и физиология взаимодействуют, когда у нас возникает потребность (желание поесть или попить), когда мы наслаждаемся чем-то (например, алкоголем или сигаретным дымом), или когда что-то не так с нашим телом (боль или другие симптомы болезни). Высокогорные условия заставляют вас думать о вашем теле как о системе, в которой всё взаимосвязано, и любое отклонение от нормы может привести к последствиям, препятствующим как нормальному функционированию, так и достижению целей.
Объяснение начну с широко известного факта, что в атмосфере на больших высотах концентрация кислорода ниже. Масса молекулы кислорода равна 32 г/моль, а азота – 28 г/моль, поэтому из-за гравитации чем больше расстояние до поверхности земли, тем меньше в атмосфере более тяжёлых молекул кислорода, необходимых для жизненных процессов, и тем больше молекул инертного азота. Концентрация кислорода в атмосфере, в зависимости от высоты над уровнем моря, снижается почти линейно. Представление об этой связи можно получить из таблицы, в которой сравниваются различные высоты и концентрация кислорода.
Значительно более низкий уровень кислорода в атмосфере вызывает ответные реакции организма, наиболее характерными из которых являются затруднение дыхания, одышка даже при лёгких физических нагрузках, слабость, головокружение, головная боль, тошнота и рвотные рефлексы. Практически единственным способом справиться с ними является постепенная адаптация организма к высокогорным условиям, то есть акклиматизация. Именно с этой целью разработаны туристические маршруты на Килиманджаро, каждый последующий лагерь расположен чуть выше предыдущего, поэтому организм с каждым днём привыкает к всё более низкой концентрации кислорода. Кроме того, ежедневно во второй половине дня проводники усердно тренировали нас, заставляя подниматься по крайней мере на 200 м над уровнем лагеря. Даже такие короткие переходы заставляют организм осознать, что может быть ещё хуже, и довольствоваться тем количеством кислорода, которое есть в палатке во время отдыха.
![]() |
На высоте более
3000 метров не часто сталкиваешься с живыми существами, и эти птицы были
единственными представителями фауны, которых нам удалось заметить. |
Самый простой способ попытаться приспособиться к недостатку кислорода – это очень глубоко дышать и двигаться очень плавно и равномерно. То, насколько легко организм адаптируется к высокогорным условиям, определяется как натренированностью, так и наследственностью. Мне было довольно трудно адаптироваться, и уже на второй день во время вечерней тренировки у меня случился первый серьёзный кризис. Мы выступили из лагеря в довольно быстром темпе, и через пару сотен метров мне стало не хватать дыхания, закружилась голова, и казалось, что я больше не смогу сделать ни шагу. Но опытный проводник Стэнфорд быстро оценил ситуацию и не позволил мне повернуть назад, просто замедлил темп восхождения, что помогло мне восстановиться и провести тренировку с честью. Однако, когда я рассказал об этом руководителю группы Элии во время вечернего медицинского осмотра, он сразу же велел мне принимать профилактические лекарства от высотной болезни.
Медицинские осмотры всех членов группы проводились дважды в день. Элия спрашивал как о самочувствии, которое надо было оценить по шкале от 1 до 10, так и о специфических симптомах. Пульс и концентрация кислорода в крови измерялись каждый раз, и все результаты, а также действие назначенных препаратов обобщались в медицинских картах. Хотя Элия не был врачом, его подготовка в качестве высокогорного проводника, очевидно, включала в себя изучение основ физиологии человека и первой медицинской помощи. В любом случае, чувствовалось, что мы в надёжных руках.
Особого упоминания заслуживает медицинский чемоданчик Элии, который всегда был при нём (в том числе во время штурма вершины) и в котором он находил лекарства даже от различных специфических недугов. Например, после покорения вершины мой организм был настолько переутомлён, что желудок взбунтовался и начал выделять огромное количество кислоты, что, конечно же, очень усложнило поход. Секунду порывшись в своём чемоданчике, Элия вытащил коричневую пилюлю и уже через пятнадцать минут все плохие симптомы исчезли.
Дыхание и достаточное количество кислорода, несомненно, являются самыми важными факторами для функционирования организма, но не менее важна и вода. Проводники советовали стараться потреблять в сутки не менее четырёх литров жидкости в разном виде – вода, чай, суп. Это значительно больше, чем в повседневной жизни, но необходимо учитывать, что жизненные процессы организма в высокогорных условиях также происходят примерно в два раза быстрее, чем на равнине. Мы пили воду как во время пребывания в лагерях, так и во время переходов.
В нижних лагерях Килиманджаро были ручьи с очень чистой водой, которую мы использовали и для приготовления пищи и для бытовых нужд. Вода, которой мы наполняли наши питьевые сосуды, дополнительно немного обрабатывалась антибактериальными химикатами, чтобы полностью исключить возможность попадания в нашу пищеварительную систему каких-либо вредных бактерий.
Алкоголь во время восхождения был полностью запрещён, и наша группа соблюдала сухой закон. Честно говоря, выпивать вообще не хотелось. Проводники также не советовали пить кофе. Никто в нашей группе, включая проводников, не курил. Элия подчёркивал, что курение определённо нарушает функциональные способности организма в условиях высокогорья и снижает шансы достичь вершины.
Особо стоит упомянуть о питании. Каждый день повар Джастин обеспечивал нас трёхразовым горячим питанием. Еду с известным шиком сервировал официант Изекиел в общей палатке. На завтрак всегда была и каша с фруктами или джемом, и омлет, и тосты, и блинчики. На обед и ужин предлагался суп, овощной салат, мясо или рыба с картошкой или макаронами. Обед и ужин всегда заканчивались свежими фруктами. Еда всегда была свежеприготовленной из качественных ингредиентов – мы удивлялись, как повару удавалось сохранять продукты, например, мясо, свежими в течение нескольких дней. Кроме того, удивительно чисто вымытая посуда помогала избежать проблем с пищеварением, которые в таких условиях доставили бы очень много хлопот.
![]() |
Мы наслаждались полноценными и вкусно приготовленными блюдами три раза в день. |
По моим приблизительным подсчётам, каждый день я потреблял не менее 4000 килокалорий, что в полтора раза больше, чем в повседневной жизни, но вся эта энергия там же на горе и расходовалась. Когда я взвесился по возвращении из Африки, то обнаружил, что я не только не набрал вес, но и потерял около четырёх процентов массы тела.
Элия постоянно повторял мне: «Ты heavy duty guy («тяжеловес»), тебе нужно много есть, чтобы поддерживать жизненные силы». Светлана, член нашей группы, решила воспользоваться походом, чтобы немного поголодать и стать стройнее. Элия подверг эту идею жёсткой критике, как только это заметил. «Вы здесь для того, чтобы исполнить мечту о покорении вершины», – сказал он. «Чтобы достичь этой цели, твоим приоритетом должно быть поддержание жизненных сил организма».
Важным фактором обеспечения работоспособности организма был полноценный отдых. Перед восхождением я ломал голову над тем, что же мы будем делать в лагерях в течение всего долгого дня, но в реальных высокогорных условиях понял, что каждый момент между переходами, вечерними тренировками и приёмами пищи нужно использовать для отдыха в горизонтальном положении. К счастью, я обладаю способностью почти мгновенно засыпать практически в любых условиях, поэтому я проводил довольно много времени, накапливая силы во сне.
К счастью, ни у кого из группы не было проблем со здоровьем, которые могли бы нарушить способность организма нормально функционировать в экстремальных условиях высокогорья, но я могу себе представить, насколько неприятными могли бы стать обострения хронических заболеваний или подобные напасти. Когда мы покидали парк Килиманджаро, в последнем лагере мы должны были заполнить журнал и указать проблемы со здоровьем, которые у нас возникли. Все члены группы упомянули только сильную усталость, но было интересно прочитать предыдущие записи (защита персональных данных пока ещё очень слабо развита в Танзании). Очень многие альпинисты жаловались на боли в коленях, спине, внутренних органах и так далее. Не хочу утверждать, что Килиманджаро – недостижимая мечта для человека с хроническими заболеваниями, но каждый должен понимать, что нагрузка на организм огромна, поэтому следует постараться преодолеть свои недуги в менее экстремальных условиях и поискать способы уменьшить их влияние на общую функциональную способность организма.
Comments
Post a Comment