Хотя мы никогда не поднимались в горы более чем на 2500 метров и никогда не ходили в походы, связанные со спецификой высокогорья, мы были вполне уверены в своих знаниях о том, как комплектовать снаряжение. Многолетний опыт продолжительной физической активности, такой как спортивное ориентирование, рогейн и приключенческие гонки, создал у нас впечатление, что мы хорошо знаем свой организм и его потребности при длительном нахождении в таких погодных условиях, как жара, холод, ветер, дождь и т. п. В таких соревнованиях, как 24-часовой рогейн, где невозможно получить помощь со стороны, вы должны уметь предусмотреть любой поворот событий до старта, и всё должно быть технически подготовлено таким образом, чтобы всё необходимое можно было взять с собой в маленькой и лёгкой сумке. Поэтому я изучил список обязательного инвентаря, присланный “Altezza Travel”, но немного высокомерно решил, что наш опыт и экипировка позволят нам практически полностью обойтись без аренды снаряжения, предлагаемого компанией.
С моими нынешними знаниями я определённо решил бы арендовать большую часть инвентаря у компании по следующим причинам: инвентарь хороший, качественный и подходит именно для конкретного похода; инвентарь не надо везти туда и обратно в багаже через полмира; инвентарь можно получить чистым, а вернуть использованным и грязным; стоимость аренды предмета экипировки на неделю составляет около 20 процентов от его цены в магазине. Для тех, кто планирует использовать снаряжение много раз, это может показаться дороговатым, но для искателей приключений, таких как мы, которые вряд ли снова будут использовать снаряжение для горного туризма, предложение аренды является хорошим решением и с точки зрения экономии.
![]() |
Ассортимент головных уборов в отеле. |
Когда мы прибыли в Танзанию, у нас был полный чемодан инвентаря, но всё равно часть снаряжения пришлось арендовать. За день до похода “Altezza Travel” отправила в отель свою сотрудницу Анну, которая очень внимательно проверила каждую единицу нашего снаряжения. Я благодарен за такую заботу, которая на тот момент казалась мне немного чрезмерной. Однако уже через несколько дней мы были очень признательны Анне за профессиональные советы и настойчивость.
Та часть Танзании, в которой расположена гора Килиманджаро, находится примерно в полутора километрах над уровнем моря, а сама Килиманджаро возвышается над прилегающей территорией ещё приблизительно на четыре с половиной километра. Горный массив настолько велик и высок, что формирует свой собственный климат, и находясь у подножия определить, что происходит на вершине, можно только с помощью измерительных приборов, а не по собственным ощущениям. Экран в холле отеля показывал, что в день проверки нашего инвентаря на вершине было -15°C и сильный снег, но в это было очень трудно поверить в то время как мы примеряли тёплые пуховики поверх слегка потных футболок. Однако выбор снаряжения – это очень серьёзный вопрос как потому, что погодные условия на вершине действительно могут быть экстремальными, так и потому, что в высокогорных условиях организм действует совсем иначе, чем обычно. Недостаток кислорода влияет на все системы организма, в том числе на те, которые обеспечивают комфортное ощущение тепла. В высокогорных условиях действительно промерзаешь больше и уже при +10°C возникает желание надеть тёплую шапку и пуховик.
При выборе инвентаря мы усвоили несколько принципов комплектования высокогорного снаряжения, например, много слоёв лучше, чем один, капюшоны лучше шапок, лучше на размер больше, чем на размер меньше, и всегда следует иметь запас.
В высокогорных условиях наибольшее влияние на эксплуатационные характеристики одежды оказывает влага. Если одежда чистая и сухая, это и приятно для тела, и создаёт комфортное ощущение теплоизоляции (как известно, сухой воздух между волокнами одежды является плохим проводником тепла). Ситуация резко меняется, как только одежда намокает, либо в процессе потоотделения, либо под воздействием атмосферных условий (дождь, снег). В горах невозможно избежать ни того, ни другого, поэтому лучший совет – увеличивать или уменьшать количество слоёв одежды каждый раз, когда становится слишком жарко или слишком холодно.
Регулировать теплоизоляцию тела проще всего с помощью капюшонов. Во-первых, капюшон теплее шапки, потому что он позволяет воздуху циркулировать внутри одежды. Если куртка с шарфом сохраняет тепло только для тела, а голова и шея становятся как бы отдельной системой, терморегуляцию которой обеспечивает шапка, то куртка с капюшоном сочетает в себе обе системы обогрева, и тепло от спины согревает также шею и затылок. Если надето несколько курток с капюшоном (как более тонких, так и более толстых), оптимальное терморегулирование тела можно обеспечить, надевая и снимая капюшоны. Конечно, одновременно с капюшоном можно носить и шапку, которая также согревает голову.
Выбирая одежду, важно примерить все слои и убедиться на практике, что они не слишком плотно прилегают друг к другу. Хотя при +30 градусах непросто примерять тёплое бельё, потом тонкую куртку с капюшоном и ещё толстую (пуховую) куртку, а сверху ещё дождевик, это всё же следует сделать, чтобы посмотреть, не стесняет ли такая упаковка движение. Слишком облегающая одежда способствует потоотделению, в результате чего она становится влажной и теряет способность удерживать тепло. Принцип многослойности и просторности также важен при подборе носков и перчаток.
![]() |
Наша экипировка на высоте 4315 метров. |
Всё восхождение можно разделить на две части – ту, которая проходит на высоте до 4500 метров, и покорение самой вершины. И погодные условия, и трудности на обоих этапах разные, поэтому требования к экипировке также сильно различаются. Шесть из семи дней, которые мы провели в парке Килиманджаро, были типичными для пеших прогулок по горным тропам. В парке практически нет проезжих дорог, всё движение и доставка товаров происходит пешком по относительно узким и каменистым тропам. На наш взгляд, лучший выбор – это спортивная обувь с прочной подошвой и более толстым материалом верха, чтобы не травмировать ступни, спотыкаясь о камни.
![]() |
Скалистые горные тропы, соединяющие высокогорные лагеря. |
Хорошо, если обувь будет с
мембраной Gore-Tex, потому что тогда она не промокнет сразу же при частых и
внезапных дождях. Походная обувь должна легко надеваться на один носок.
Специальные тёплые альпинистские ботинки с выраженным протектором подошвы
необходимы только при восхождении на саму вершину. Однако желательно, чтобы они
были влагостойкими и с хорошей теплоизоляцией. В нашем случае в начале штурма
вершины температура была около минус пяти градусов при сильном ветре со снегом.
Температура упала ещё ниже, когда мы преодолели примерно полпути к вершине. А
во время нашего спуска снег на солнце уже растаял, и под ногами всё время была
каша из мокрого снега и грязи. Альпинистские ботинки должны быть «лучше чуть
великоватыми, чем чуть тесноватыми», чтобы в них можно было носить две пары
носков, тонких и толстых. Тогда при подъёме не образуются мозоли, и ногам теплее,
потому что между носками можно ещё вставить химические грелки для ног, которые
обеспечат комфорт, по крайней мере, в течение первых пяти-шести часов подъёма.
Я заметил, что некоторые альпинисты используют гетры, защищающие обувь от
дождя, песка и камней. Мне это не показалось необходимым, но, возможно, они
очень хорошо защищают обувь от влаги, которая стекает с плаща.
![]() |
Готовы к самым сложным испытаниям – капюшон, шапки, пока ещё не замёрзшие системы для питья. |
При восхождении на гору я использовал пять разных пар брюк, которые носил в разных комбинациях. Сначала были шорты, поднявшись немного выше, я надел длинные тренировочные брюки для бега. Поверх шортов и беговых брюк иногда надевал водоотталкивающие брюки (у них молнии по всему внешнему шву– это очень удобно, если брюки необходимо быстро надеть или снять). Ещё у меня было тёплое белье, которое я надевал как при подъёме на вершину, так и в спальном мешке. Наконец, в день штурма вершины я надел тёплые штаны, которые к тому же были водоотталкивающими. Этот комплект мне показался оптимальным, но может пригодиться ещё одна пара тонких брюк или ещё один слой тёплого белья, на случай если не будет возможности их просушить.
Жизнь в лагере такова, что организовать стирку там практически невозможно, поэтому нужно взять с собой достаточно нижнего белья и носков. В условиях, когда организм усиленно выделяет пот, а о регулярных водных процедурах приходится только мечтать, очень легко получить раздражение кожи, поэтому мне показалось важным менять и нижнее белье, и носки каждый день, и действительно, мне удалось обойтись без мозолей и повреждений кожи.
![]() |
Нас снова настиг дождь – приходится надевать дождевики. |
Я взял с собой несколько футболок как с короткими рукавами (для первых дней восхождения), так и с длинными, у меня было два слоя тёплого белья (для сна и для дня штурма). Также у меня были куртки с капюшоном: тонкая, толстая флисовая, водонепроницаемая, пуховик (для дня штурма) и плащ-пончо с капюшоном. Такой комплект полностью удовлетворил мои потребности, за исключением того, что одежда на верхней части тела сильно пропотела, и было неприятно носить потную (пусть и высушенную на солнце) одежду, но это уже мелкие неизбежные неудобства, с которыми приходится считаться в таком походе.
Начиная с третьего дня похода я носил перчатки, которые обычно использую при катании на лыжах, а в день штурма вершины – поверх них ещё и варежки из волчьего пуха. Рукам было тепло, но я бы порекомендовал надевать тёплые перчатки, потому что в рукавицах я чувствовал себя очень беспомощным – их приходилось то и дело снимать, что в условиях восхождения было очень непрактично. Между тонкими и толстыми перчатками я клал нагревательный элемент. У Бригиты его не было, и она жаловалась, что руки мёрзли даже в пуховых рукавицах. Во время восхождения руки мёрзли, потому что приходилось всё время держать альпинистские палки – ещё одно необходимое специфическое снаряжение, которое лучше взять напрокат, чем везти из дома.
В начале похода в качестве головного убора я использовал специальную шляпу от солнца, у которой были широкие поля и что-то вроде шторки, закрывающей шею. С четвёртого дня и в день штурма вершины я надевал как тонкую лыжную шапку и капюшоны, так и толстую вязаную шапку и капюшоны. В самом высоком лагере тёплую шапку не снимал – она была надета и во время ходьбы, и во время еды, и даже во время сна в палатке в спальном мешке.
Существует несколько абсолютно необходимых аксессуаров для переходов и восхождения: солнцезащитные очки, солнцезащитный крем, питьевая система и налобный фонарь. Тут следует помнить принцип – всегда должен быть запас. Подняться на гору с неработающим налобным фонарём невозможно, поэтому на двух человек рекомендуется брать три предварительно проверенных фонаря. Подъём в темноте длится не менее пяти часов, поэтому с собой следует взять запасные батарейки. Совершенно невозможно находиться под прямыми солнечными лучами, не смазав все открытые участки тела солнцезащитным кремом 50+. Если он потеряется, то тот, кто подумал о запасном тюбике, несомненно порадуется. Также невозможно находиться на ярком солнце без качественных солнцезащитных очков со 100% УФ-фильтром. Мои куда-то затерялись во время тренировочного похода, и я пребывал в глубоком отчаянии, думая, что теперь не дойду до вершины. Руководитель группы Элия посочувствовал мне и одолжил свои. К счастью, мои очки нашлись в сумке Бригиты (понятия не имею, как они туда попали).
Наконец, несколько слов о питьевой системе. В рогейне обычно используется так называемая верблюжья система – мешок для воды объёмом 1,5 или 2 литра, который помещается в небольшой рюкзак, к мешку подсоединена гибкая трубка, через которую можно пить, не прерывая ходьбы. Проводники рекомендовали выпивать не менее четырёх литров воды в день, поэтому такая питьевая система очень удобна для пяти-шести часов похода. Хотя инструктор Анна при проверке снаряжения предупреждала, что трубка может замёрзнуть, я как-то не мог в это поверить, но именно это и произошло с моей питьевой системой – в ночь штурма в ней было достаточно воды, но трубка замерзла и до воды я добраться не мог, так что приходилось обходиться чаем, который нам предлагали проводники каждые полтора часа.
![]() |
Экипировка третьего дня, когда я ещё в середине пути и не имею ни малейшего представления о снеге на вершине. |
![]() | ||
Вечерняя тренировка четвёртого дня не убавила оптимизма Бригиты. |
Comments
Post a Comment