Никто не может точно сказать, сколько компаний работает в туристической индустрии Килиманджаро, но их наверняка несколько десятков. Даже после беглого просмотра предложений становится очевидным, что их можно разделить на экономкласс и бизнес-класс. Предложения экономкласса предназначены для больших групп туристов до 30 человек, но стоимость для каждого участника значительно ниже. Мы же могли себе позволить выбрать относительно дорогую, но, судя по всем описаниям, высококлассную компанию “Altezza Travel”, которая организует группы не более 10 человек. Существует также особое эксклюзивное предложение по оказанию всех услуг только одному альпинисту или паре, однако сами компании, предоставляющие услуги проводников, всё же рекомендуют восхождение небольшой группой. Несмотря на то, что часто в группе собираются ранее не знакомые друг с другом люди, их объединяет общая цель и интересы, поэтому высока вероятность того, что они подружатся и будут поддерживать друг друга. В нашей группе всё произошло именно так, и по окончании нашего восхождения на Килиманджаро мы стали богаче на нескольких настоящих друзей.
Экономические отношения между туристической компанией и клиентом выстроены таким образом, что клиент оплачивает все услуги заранее – ещё до прибытия в парк Килиманджаро. Можно было бы ожидать, что после получения денег интерес к покупателю уменьшится, но это не так, или, по крайней мере, из нашего опыта можем сказать, что мы ни на мгновение не почувствовали такого отношения. Для этого могло быть несколько причин.
Во-первых, лучшая реклама компании – это отзывы о её работе, как косвенные, например, публикации обзоров на сайте “Tripadvisor”, так и непосредственные рассказы о ней потенциальным клиентам где-нибудь в Москве, Риге или Нью-Йорке. Насколько я понимаю, именно «сарафанное радио» является самым мощным механизмом в привлечении новых клиентов. Конечно, важнейшим показателем качества работы компании является то, сколько клиентов достигли своей цели – поднялись на самую вершину горы. Поэтому организаторы прилагают максимальные усилия для того, чтобы не только физически обеспечить туристам все необходимые условия, но и морально поддерживать, мотивировать и ободрять.
Во-вторых, проводники получают от туристической компании только часть оплаты, большую долю они надеются получить в виде чаевых от довольных туристов после восхождения. В туристическом агентстве расскажут, сколько чаевых от вас ожидают, и для Танзании это весьма значительная сумма. Поэтому руководитель группы проводников и весь персонал очень стараются, чтобы туристы были счастливы и довольны в повседневных мелочах, а также чтобы они достигли главной цели – подняться на вершину. Официальная статистика не скрывает, что только две из трёх попыток восхождения успешны и, конечно, если турист не достигнет желанной цели, маловероятно, что он будет полностью удовлетворён.
Пожалуй, наиболее важным является третий аспект. Повсюду в Танзании мы чувствовали совершенно особое гостеприимство. Одно из самых популярных слов на суахили – «Карибу!». Это ответ на благодарность, вежливое приглашение и всевозможные выражения гостеприимства. Все, кого мы встречали в Танзании, были очень дружелюбны, готовы помочь и поддержать, независимо от того, получали ли они от этого немедленную выгоду. Практически никогда не возникало ощущения, что люди, оказывающие вам услуги или продавцы очень жадные или корыстные, скорее наоборот. Например, спустившись с горных троп и покинув территорию парка, мы присели в беседке и стали пить кока-колу, когда к нам подошёл местный житель и вежливо предложил помыть и почистить нашу грязную обувь. Сказал, что мы можем платить сколько захотим. Когда четверо из нашей компании заплатили ему по доллару, он был так счастлив, что сказал нашему пятому товарищу, Кириллу: «Не надо ничего платить, давай, я просто так почищу тебе обувь!»
Итак, в течение тех дней, которые мы провели в парке Килиманджаро, мы чувствовали, что нас опекают прямо как в детстве, в гостях у бабушки. Например, во время первого привала, когда мы вышли из туристического автобуса, казалось, что самым важным для наших проводников было сразу же нас накормить. Они нашли тенистый навес со скамейками, где можно было посидеть и подкрепиться из специально приготовленных ланч-боксов, но – о, ужас! – под навесом не было стола. Тут же один из проводников прибежал с раскладным алюминиевым столиком, быстро собрал его и накрыл скатертью.
![]() |
Чайный столик во время похода. |
Такую заботу мы ощущали в каждом лагере и даже во время переходов. Носильщики и проводники с вещами всегда спешили вперёд, и в середине пути нас уже ждал кто-то с таким же алюминиевым столиком, скатертью, двумя чайными термосами (с сахаром и без), печеньем и орешками. А когда мы прибывали в следующий лагерь, мы обнаруживали, что палатки уже расставлены, коврики расстелены и наши большие сумки аккуратно размещены в палатках. Рядом со спальными палатками устанавливалась общая палатка со столом и шестью стульями, там мы ели, проходили ежедневные медицинские осмотры и просто общались.
![]() |
На месте лагеря в первый день нас уже ждали установленные палатки. |
Comments
Post a Comment